Поиск по этому блогу

суббота, 2 марта 2013 г.

Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе.




Тема урока: «Любовь побеждает всё»     (Повесть  Н.  Г. Гарина - Михайловского «Детство Тёмы » Глава «Старый колодезь»)  
Цель урока: совершенствовать умение постигать главную мысль литературного произведения.
Задачи урока:
1)      формировать основы анализа художественного текста исходя из принципа единства формы и содержания;
2)      раскрыть роль важнейших эпизодов произведения в раскрытии мотивов поступков героев и главной мысли;
3)      развивать умение находить изобразительно-выразительные средства языка и понимать их роль;
4)      воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.
Учебно - деятельностная  среда:
ü      учебник литературного чтения под редакцией  Л А, Ефросининой ч.1;
ü      рабочая тетрадь по литературному чтению ч. 1;
ü      иллюстрация к произведению;
ü      толковые словари
ü      схема сюжетно-композиционного треугольника;
ü      плакаты с толкованием изобразительно-выразительных средств языка ( сравнение, эпитеты, метафора);
ü      трилогия Гарина-Михайловского
ü      диск с записью презентации  урока;
ü      мультимедийное оборудование
Примечания учителя.
         На работу с данным произведением мною было отведено 2 урока. Текст по объёму большой для учащихся начальной школы, поэтому первичное ознакомление с ним было самостоятельным, т.е. дети читали его дома. На первом уроке мы коллективно  разбили текст на 6 логически завершённых частей. составили план. Домашнее задание ко второму уроку было таковым:
1).найти в тексте описание колодца, вставить пропущенные слова в напечатанный в тетради отрывок, подчеркнуть в данном описании эпитеты и сравнения (см. приложение); 
2) прочитать 4 и 5 части, подумать, которая из них является кульминационной.                         
         Несколько слов об идее произведения. При чтении данной главы видим, что на поверхности лежит идея, которую можно сформулировать так: «Мы в ответе за тех, кого приручили». На предыдущих уроках встречается достаточно произведений с подобной идеей. Например, такие, как        Л. Андреева «Кусака», А. И, Куприна «Барбос и Жулька » и т. д.  Поэтому с целью обогащения читательского опыта учащихся я решила показать содержание произведения под другим углом и в конце урока подвести детей к идее «Любовь способна победить всё».
         Принципиально новым в методике урока считаю подход к анализу произведения. Приём анализа художественного текста по принципу единства  формы и содержания в начальной школе используется крайне редко.
          Данный урок был дан мною в декабре 2004 года для учителей 4 классов и учителей, работающих по программе «Школа 21 века». (Видеозапись урока находится в фильмотеке УО).  Конспект урока доработан мною с учётом требований к современному уроку.

Ход урока.   
1.      Вхождение в тему
Вступительная беседа.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
На доске: Н. Г.Гарин-Михайловский глава «Старый колодезь»  из повести «Детство Тёмы».                   
-Что вынесено в заголовок этого произведения? Почему так думаете? ( Предполагаемые ответы учащихся: - В заголовок вынесена тема рассказа, т.к. в этой главе говорится о том, как Тёма полез в старый колодец)
- Какое это произведение по жанру? Докажите  (Предполагаемые ответы учащихся: - Это рассказ, т.к. в нём описывается случай, который произошёл с мальчиком).
   - -В трилогии Гарина-Михайловского более 20 глав. (Показываю   трилогию)  Почему же авторы  нашего учебника поместили для    вашего чтения именно  главу «Старый колодезь», что же главное,       важное хотели вам сказать с помощью этой главы авторы учебника? 
 - Как называется самое     важное в любом произведении, что  хочет сказать автор?                  ( Предполагаемые ответы учащихся: :-То главное, что хочет  сказать автор в произведении, называется главной мыслью).
 2. Установочно – мотивационный этап        
- Сегодня на уроке  мы  вместе   определим   главную мысль      изучаемого произведения, выясним, какие литературные средства использовал   автор  для её раскрытия.             
-Как вы думаете, для раскрытия главной мысли этого рассказа о чьих поступках мы должны поговорить? ( Предполагаемые ответы учащихся: - Мы должны поговорить о поступках Тёмы).
-Кто такой Тёма? (Обращаю внимание детей на     теоретический материал, напечатанный после произведения) (Читают в учебнике. - Тёма – главный герой произведения, литературный герой).
3. Работа с произведением.
-В какой части рассказа находится завязка? (Обращаюсь к схеме «Сюжетно-композиционный треугольник»)      
-   С какого вопроса Тёмы начинаются все события?  (Поиск ответа в тексте. - События  начинаются с вопроса Тёмы «Няня, где Жучка?»)
- Это главная или ключевая фраза завязки, с ней связаны все остальные события рассказа, развитие сюжета.
-Что же отвечает няня на вопрос Тёмы?
 -Прочитаем диалог Тёмы и няни.( Чтение по ролям. «И-и ,-отвечает няня, - Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод…»)
- Как  вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец ?
- Каким словом называет няня этого человека? (На доске открывается слово ИРОД)
- Каким словарём мы должны воспользоваться, чтобы узнать смысл этого слова?
  Откройте толковые словари, прочитайте значение этого слова. ( Читают словарную статью.
 «Ирод-царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что, когда он узнал
 о рождении Христа, стал избивать слабых и беззащитных младенцев.
 Поэтому Ирод прославился. как мучитель и злодей»)
Вывод учителя.
-Таким образом,  имя собственное стало нарицательным, в тексте написано с маленькой
 буквы, и называют иродами злых, жестоких, бессердечных людей.
-Итак, в этой части Тёма встречается со ЗЛОМ
-Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок, найдите в тексте. (Выборочное чтение. Дети зачитывают:: «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни…»)
-Что решил сделать Тёма?    (-Тёма решил спасти Жучку.)
 - Почему Тёма решил спасать Жучку?
-Какое необычное состояние Тёмы подчёркивает автор в 1 части ?. (Дети выдвигают свои версии.-Автор пишет, что Тёма бредил, он болеет. Выборочное чтение         «Сон то лёгкий, то тяжёлый, кошмарный, …жаждет воспалённое от начинающейся горячки тело Тёмы…»)
На экране появляется слово БОЛЕЗНЬ    
  -Найдите в 1 абзаце строки, подтверждающие, что Тёма заболевает.
-Прошла ли болезнь, когда Тёма уже встал и пошёл спасать Жучку?  
-Найдите описание состояния Тёмы на с.109.
(Дети зачитывают отрывки текста, подтверждающие, что Тёма по-прежнему болен.  «…Болезнь быстро прогрессировала. Он чувствовал жар в теле, в голове, общую слабость, болезненное желание упасть на траву, закрыть глаза и так лежать без движения….»)
-Как понимаете слова «болезнь прогрессировала»?
-Почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу?
-Давайте прочитаем конец 2 части  со слов «Он знал, что…»
- Какое чувство пришлось испытать нашему герою?  (Предполагаемые ответы учащихся: - Тёме было очень страшно).
На экране появляется слово СТРАХ.                                  
-Какие однокоренные слова к слову «страх» использует в этом отрывке автор? ( Поиск однокоренных слов в тексте. страшно, делалось страшнее, что-то страшное лезло на плечи)
-Какое выражение тоже подчёркивает  состояние страха? ( «…мурашки пробегали у него по спине…»)
-Для чего их использует автор?
Приходим к выводу, что автор преднамеренно использует много однокоренных слов.
 чтобы подчеркнуть силу страха, который испытал Тёма.
-Но почему же Тёма всё-таки спускается в колодец?
Работа с иллюстрацией.  Для выполнения домашнего задания детям была выдана иллюстрация колодца. (см. приложение текста с пропущенными словами)  Учащийся зачитывает, называет эпитеты и сравнения. Приходим к выводу, что с их
помощью автор показывает, что колодец страшный, в нём очень страшно.  Дети отвечают, что при спуске в колодец, в колодце и при подъёме из него Тёме было страшно.
-Которая из двух частей (4 или 5) самая напряжённая, кульминационная? Докажите своё мнение с помощью текста.            
  (Обращаемся к сюжетно-композиционному треугольнику.   Дети высказывают своё мнение, доказывают. Приходим к выводу, что в 5 части находится кульминация рассказа, т.к «…подниматься труднее…»)
Работа над эпизодом.
-Да, в пятой части рассказа находится очень важный эпизод.
-Прочитаем, что означает это слово на стр. 115. (Чтение теоретического материала:  Эпизод – это случай, происшествие в череде событий произведения, помогающий нам понять что-то главное о герое, его характере.).  
 -  Какая череда событий предшествовала этому эпизоду? Дети перечисляют предшествующие события.
-Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Тёмы, но и главной мысли произведения.
-Прочитаем часть этого эпизода. со слов «Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы мало…»                                                                                              - Какие ТРУДНОСТИ испытывал Тёма при подъёме из колодца? (Дети отвечают, что Тёме не хватает  ни сил, ни воздуха).
     -Тяжёлое положение Тёмы автор подчёркивает с помощью противопоставления. Тёма на глубине 6 метров (3 сажени), он на грани срыва на дно колодца, а что он видит наверху? Зачитайте нужный отрывок.
Чтение отрывка: «Тёма поднимает голову, смотрит вверх, в далёкое ясное небо, видит где-то высоко над собою маленькую весёлую птичку, беззаботно скачущую на краю колодца…»
-Вся эта безоблачная картина очень высоко и далеко. Какие чувства закрадываются в душу Тёме? Прочитайте.
Дети находят ответ: «Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу.»
-Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но…мальчик находит силы не в руках и в ногах. Какая сила приходит на помощь Тёме?  В ходе беседы приходим к выводу, что Тёме помогает  сила воли и сила духа
-Какими словами мальчик подбадривает себя? Найдите этот отрывок
В результате    поисковой деятельности  дети находят отрывок  «Не надо бояться, не надо бояться!…Стыдно бояться! Трусы только боятся!…»
Дети находят слова Тёмы: «Кто делает дурное  -  боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю…»                                                      
- В словах Тёмы есть подсказка, почему он сумел побороть СТРАХ, справиться с ТРУДНОСТЯМИ и благополучно выбрался сам и вытащил Жучку
- Это тоже главные, ключевые слова, характеризующие Тёму.
-Как вы оцениваете поступок Тёмы?
 Работа над композицией произведения.                                                                                                       
-Итак, мы добрались до развязки. (Обращаюсь к сюжетно-композиционному треугольнику) Болезнь и всё пережитое взяли верх над мальчиком, и он лежит в бреду.  
Чтение учителем последнего абзаца со слов «Всем жаль маленького Тёму.» .  Какое чувство вызывают у вас эти строки?
-Чего боятся  родные Тёмы?
-Как понимаете  предложение «Холодное дыхание смерти ярко колеблет вот- вот готовое навсегда погаснуть разгоревшееся пламя маленькой свечки» ?
-С чем сравнивается жизнь Тёмы?     Дети отвечают, что автор сравнивает жизнь, которая висит на волоске, со свечой, готовой погаснуть от малейшего дуновения.
 Знакомство с новым изобразительно –выразительным средством языка.
-  Автор, сравнивая состояние Тёмы со свечкой, готовой погаснуть, использует приём метафоры . Прочитаем, в чём суть этого приёма.
- Как вы думаете, останется ли живым Тёма? Какого окончания этой истории вы бы хотели?
-Сумел ли Тёма одолеть и ЗЛО, и СТРАХ, и БОЛЕЗНЬ, и ТРУДНОСТИ, и СМЕРТЬ?                                                 
-Найдите в последней строчке слова, которые точно характеризуют Тёму и указывают на то, что помогло ему преодолеть все препятствия.
(Дети находят слова:               «.горячая любящая душа... »)
Обобщение анализа произведения.

-Кто из вас, глядя на схему,  попытается сформулировать главную мысль рассказа?                                                                
                                                                               Любовь побеждает
Болезнь                     Страх                                Трудности                  Зло                          Смерть                                                                                                                        

           
Центральная надпись (ЛЮБОВЬ ПОБЕЖДАЕТ) закрыта, открывается после того, как дети самостоятельно попытаются сформулировать главную мысль произведения.
Заключительное слово учителя.
-Тёма - благородный мальчик с любящей душой, он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу, добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. А добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил, только тогда добро будет сильнее зла.
Этап рефлексии.
Настрой ребят на написание письменного отклика по прочитанному.                                                                                                               
- Что на нашем уроке показалось вам интересным, важным? Что заставило вас задуматься? Ребята, кто из вас хотел бы после прочтения и обсуждения этого произведения поделиться своими мыслями о Тёме и его поступке, о дружбе мальчика с Жучкой, о том, что пришлось испытать Тёме? Вы можете написать их в виде письма другу, маме, одноклассникам.
-Кто из вас желает прочитать вслух  написанное ?   (Учителю нужно с вниманием и уважением отнестись к мнению детей)
Этап
открытого финала.     Домашнее задание.
-Ребята, кто из вас хотел бы продолжить чтение произведений о Тёме? У   вас есть счастливая возможность продолжить знакомство с этим удивительным мальчиком, прочитав дома главу «Ябеда», стр. 116-122.. Спасибо за работу!

1 комментарий: